Что должен уметь ребенок в 1 год

Содержание

Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год

Что должен уметь ребенок в 1 год

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо.

Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам.

Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;

Источник: https://uroki4mam.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god

Навыки годовалого ребенка: что должны уметь делать к 1 году мальчик и девочка

Что должен уметь ребенок в 1 год

Педиатры и другие врачи очень любят составлять таблицы и по ним обследовать ребенка. Проверке подлежит буквально все: рост, вес, окружность головы, результаты анализов, количество произносимых слов. Что ребенок должен уметь в год, к каким показателям ему нужно стремиться?

Первый День Рождения

Нормы, что должен уметь ребенок в 1 год

Годовалый ребенок ответственных родителей обязательно должен прийти ко многим специалистам на осмотр.

Педиатр, невролог, офтальмолог, хирург и другие тщательно осматривают малыша, взвешивают, измеряют его и задают маме или папе множество вопросов.

Спрашивают, что в год делает ребенок, как он спит и гуляет, сколько слов уже говорит. Эти вопросы не праздные – по ним специалисты определяют уровень психического и физического развития малыша.

По тому, что умеет ребенок делать в этом возрасте, судят о наличии у него серьезных отклонений в развитии или делают вывод, что все показатели находятся в пределах нормы, и отклонений нет.

Существуют специальные таблицы с показателями нормативного роста и веса, окружности головы и груди. По этим таблицам оценивается физическое состояние ребенка.

Психомоторные, социальные и бытовые навыки врачи оценивают по календарю развития – специальному перечню, в котором подробно расшифрованы все умения. Их малыш должен освоить к первому дню рождения.

Для мальчиков и девочек есть различия в физических нормах. Это связано с тем фактом, что, по данным статистики, мальчики рождаются, как правило, крупнее девочек. Поэтому их показатели роста и массы немного выше.

Зато девочки быстрее развиваются эмоционально и психологически, скорее набирают свой словарный запас. Для гармоничного развития детей необходимо проявлять заботу и доверие к ребятишкам любого пола.

Для девочки особое внимание следует уделить заботе, мальчику оказывать больше доверия, предоставлять простор для самостоятельного выбора.

Мальчики и девочки по-разному нуждаются в заботе

Основные навыки детей в год

Прежде, чем оценивать различные показатели ребенка, необходимо запомнить правило: все дети развиваются индивидуально.

Их рост и вес зачастую связаны не только с образом жизни и количеством питания, но и с национальной принадлежностью и генетической наследственностью.

Как говорит доктор Комаровский, никогда не помешает окинуть взглядом себя и супруга перед взвешиванием и измерением роста у малыша.

Физическое развитие

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Средние показатели массы и роста для мальчиков и девочек к 12 месяцам

Пол ребенкаМасса, кгРост, см
Средний показательДиапазон нормыСредний показательДиапазон нормы
Мальчики10,89,4-11,975,773-79
Девочки10,19,0-11,374,872-77

Вес ребенка с момента рождения увеличивается в 3-3,5 раза. Ежемесячная прибавка веса снижается до 300-350 г. Снижается также и ежемесячная прибавка в росте, к году она составляет уже 1,5 см. Годовалый малыш обзавелся молочными зубками в количестве 4-8 штук, которые он успешно чистит с помощью собственной зубной щетки с каплей зубной пасты.

Период активного ползанья постепенно сменяется на смелые попытки научиться самостоятельно стоять без опоры и делать первые шаги. В этом вопросе все малыши ведут себя по-разному.

Некоторые в год уже не только ходят, но вполне успешно бегают, кто-то еще не отпускает мамину руку, боится отступить от нее на шаг. Держась за руку, ребенок пробует спускаться и подниматься по ступенькам.

Самостоятельно дети залезают и слезают с дивана.

Важная информация! В этом возрасте особенно важно обеспечить безопасное перемещение ребенка в пространстве: не оставлять одного в комнате с открытыми окнами, закрепить шкафы и стеллажи, чтобы они не опрокинулись, убрать провода и обезопасить розетки.

Физическое развитие

Бытовые умения и навыки

Ребенок проявляет самостоятельность: берет в руки ложку и поильник, пытается кушать и пить. Сам снимает и одевает одежду, которая ему поддается: шапочку, тапочки, носочки. Малыш самостоятельно держит и откусывает кусочки от хлеба, банана, яблока. Учится соблюдать правила гигиены: умывается и вытирается полотенцем, берет в ручку зубную щетку, делает попытки познакомиться с горшком.

Самостоятельно держит ложку

Психомоторное развитие

В 1 год дети познают мир с помощью тактильных ощущений, а также, пробуя предметы на вкус, по-прежнему тянут все в рот. Движения становятся осмысленными, по просьбе взрослого ребенок поднимает и опускает руки и ноги, когда его одевают, берет в руки расческу и причесывает себя, как мама или папа. В годик дети умеют выполнять следующие действия:

  • открывать и закрывать шкафы и двери, поднимать крышки и открывать коробки;
  • выдвигать ящики;
  • переливать и черпать воду;
  • бросать мячик, пинать его ногой;
  • тянуть за веревочку игрушки, переворачивать их;
  • играть в песочнице – насыпать лопаткой песок в ведерко, высыпать его обратно в попытках сделать куличик.

Игра с мячом

Социальное поведение

Возраст, когда ребенку исполнился 1 год, – время активного проявления осмысленных эмоций. Ребенок плачем или смехом научился выражать свои чувства и говорить о своих потребностях. Раньше все вопросы решались криком. Кроме этого, сформировались следующие навыки:

  • с интересом реагирует на новые предметы и лица в окружении;
  • на расстоянии узнает своих близких;
  • рассматривает фотографии, находит знакомые лица, показывает пальчиком;
  • гримасничает, корчит рожицы, показывает язык;
  • способен повторить за взрослым чихание и покашливание;
  • понимает обращенный к нему запрет, знает значение слова «нельзя»;
  • в книжках показывает знакомых животных (собаку, кошку) или предметы;
  • слушает и двигается под ритмичную музыку, пытается «танцевать»;
  • знает, для чего предназначен пульт от телевизора и телефон, делает смелые попытки их захватить и пользоваться;
  • отказывается от еды, если нет настроения, или блюдо ему не нравится;
  • встречает на пороге дома маму или папу, ждет их у двери.

Игра с телефоном

Моторика

Развитию моторики необходимо уделять достаточно внимания, чтобы развивать речевые способности. За эти два навыка отвечает один отдел головного мозга. Поэтому в этом возрасте малыш должен уверенно и крепко держать в руках предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Хорошо развивают этот навык следующие игры:

  • постройка башни из кубиков;
  • сборка простых пирамидок и игра в сортеры;
  • подбор фигурок-вкладышей для нужной формы;
  • игры с шариковым и обычным пластилином, тестом для лепки;
  • после игры – уборка игрушек в коробку, контейнер.

Для малышей хорошо приобрести или распечатать простые раскраски с крупными деталями и дать в руки мягкие карандаши или восковые мелки. Так тренируется крупная и мелкая моторика пальцев.

Сборка пирамидки

Развитие речи малыша в годовалом возрасте

Активные передвижения и новые умения годовалого малыша трансформируются в слова и дают толчок к развитию речи. Первые слоги, лепетание обычно появляются к полугоду. Месяц за месяцем навыки совершенствуются. Слоги повторяются, становятся осознанными.

Малыш уже не просто повторяет звуки, которые знает, но и умеет подражать взрослым и воспроизводить новые. К 11-12 месяцам в лексиконе появляются первые осознанные слова: «мама» и «дай».

В год малыши обычно имеют следующие речевые навыки:

  • повторяют слоги, произносимые взрослыми;
  • знают и откликаются на свое имя;
  • понимают и выполняют просьбы: сядь, подойди, возьми;
  • прощаются, говорят «пока-пока» и машут ручкой;
  • словарный запас состоит из 8-10 простых слов (бай-бай, баба, мама, папа, би-би, кис-кис и т.п.).

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Помимо этого, ребенок указывает пальчиком на предметы, которые просит показать родитель. Понимает, что означает слово «нет» и знает имена близких, сестры или брата.

Четкой границы между нормой и отставанием не существует. Зафиксировать логопедические проблемы на этом этапе сложно, поскольку большое влияние на речевое развитие оказывают следующие факторы:

  • пол ребенка – считается, что девочки развиваются раньше мальчиков и первые слова произносят в более раннем возрасте;
  • генетические особенности – позднее созревание речевого аппарата родителей, скорее всего, отразится на развитии малыша;
  • индивидуальная звуковая среда – способность воспроизводить звуки и переходить на осознанную речь будет только у того младенца, с которым активно разговаривают дома; родители должны разговаривать не только с ребенком, но и между собой, тогда он сможет подражать и повторять за ними новые слова, узнавая их значение по поведению и действиям взрослых;
  • индивидуальные особенности и темперамент малыша – тихие и спокойные интроверты накапливают пассивный словарный запас, а общительные экстраверты активно воспроизводят окружающим свои способности с раннего возраста.

Важная информация! По любимым словам ребенка можно определить его будущие способности, точнее, их общую направленность.

Если малыш чаще произносит имена существительные, это означает, что сфера его интересов будет в гуманитарной области. Если любит повторять глаголы, у него будет склонность к техническим и точным наукам.

Можно завести дневник, куда записывать любимые и часто повторяемые слова карапуза, а по прошествии времени оценить, насколько это утверждение верно.

Развитие речи

Возможные проблемы, как их решать

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

К нормам и средним показателям необходимо прислушиваться и относиться спокойно. Они показывают общую картину для детей, которые живут и развиваются в разных условиях.

Отклонения от этих норм чаще всего бывают незначительными – рано или поздно ребенок наберет вес, вырастет до размеров, которые понравятся участковому врачу, с максимальной долей вероятности научится ходить и разговаривать.

Утверждать, что проблем с развитием не существует вовсе – крайне неправильно и непростительно. Задача родителей – наблюдать, заниматься и двигаться в нужном направлении вместе с ребенком.  Если появляются вопросы, если кажется, что малыш все-таки отстает или недобирает, обращаться к врачу. Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.

Симптомы задержки речевого развития

Если ребенок в 1 год не произносит слогов, не пытается речью выразить свои эмоции и чувства, а звуки не похожи на попытки заговорить, это повод обратиться к специалисту.

Также родителей должно насторожить обстоятельство, при котором лепет исчез, т.е. до года он был, а затем малыш прекратил разговаривать на «своем непонятном» языке.

Причины могут быть следующие:

  • психические – от минимальных нарушений в работе мозга до тяжелой степени слабоумия;
  • нарушение слуха (врожденное и приобретенное);
  • скудная языковая среда;
  • патология артикуляционного аппарата.

Для исключения страшных диагнозов и диагностики малыша необходимо показать специалистам: логопеду, неврологу, психологу и отоларингологу. Если на обследовании не выявлено патологических нарушений, необходимо использовать профилактические методы для развития речевых навыков. Самые основные из них заключаются в следующем:

  • ежедневное общение;
  • осмысленный разговор без искажения слов и звуков, исключить сюсюканье и уменьшительные суффиксы из лексикона;
  • за ошибки не ругать, а спокойно исправлять;
  • читать вслух любимые книжки;
  • не предугадывать желания малыша, дожидаться просьбы с его стороны подать или налить;
  • задавать вопросы и внимательно выслушивать ответ, от его вопросов не отмахиваться и не отмалчиваться;
  • развивать мелкую моторику – речь находится на кончиках пальцев; собирать конструктор, мять в ручках пластилин, пересыпать пуговицы и перебирать крупные шарики;
  • учиться надувать мыльные пузыри – развивать артикуляционный аппарат.

Мыльные пузыри

Оценивать навыки ребенка в год нужно без оглядки на соседского малыша, ведь все дети развиваются по-разному. Прежде всего, необходимо сравнивать показатели развития с аналогичными данными за прошлый период и оценивать динамику, отслеживать, есть ли изменения и улучшения. Параллельно с этим проводить с ним больше времени и развивать, тогда положительный результат не заставит себя ждать.

Источник: https://kpoxa.info/uxod-razvitie/rebenok-umet-v-god.html

Все что необходимо знать про развитие ребенка в 1 год и 1 месяц

Что должен уметь ребенок в 1 год

Дети растут быстро, важно уметь реагировать на все изменения, которые происходят с ребёнком.

В это статье рассматривается особенности развития ребёнка в 1 год 1 месяц.

Также Вы найдёте тут советы для родителей.

Физическое развитие мальчиков и девочек в год и месяц

  • Вес мальчиков в год и месяц составляет 8,7-11 кг.
  • Рост — 73,5-78,4.
  • Охват головы — от 44,9 до 47,6 см.

Девочки в этом возрасте по габаритам меньше мальчиков.

  • Их вес — 8-10,2 кг.
  • Рост — 8 71,6-76,8 см.
  • Охват головы – 43,7-46,4 см.

И мальчики, и девочки в этом возрасте уже должны иметь 8 передних зубов.

Что умеет делать малыш

Ребенок в 13 месяцев уже может распознавать эмоции и в полной гамме сам их демонстрировать окружающим.

Вы увидите на его лице не только радость или грусть, а уже весь спектр настроений: любовь, независимость, страх, злость, упрямство.

Кругозор ребенка продолжает расширяться.

Его интересуют названия предметов, готовьтесь, что Вам придётся по нескольку десятков раз повторять их названия, а также без конца отвечать на вопросительные звуки малыша.

Большинство деток в этом возрасте уже могут ходить. Если ребёнок уже ходит, то делает это неспеша и не совсем уверенно. Также встречаются дети, которые могут уже бегать, но если Ваш малыш еще не научился ходить, то не стоит пока бить в тревожный колокол – у него впереди еще несколько месяцев.

Дети уже могут сами сидеть за столиком и делать попытки есть без помощи взрослого.

Также ребёнок вполне самостоятельно может играть с мячом, строить пирамидки. Он может толкать или тянуть на себя какие-либо предметы, выполнять простые просьбы, например, принести что-то.

Речь ребёнка в этом возрасте активно развивается, но состоит в основном из повторяющихся слов: «мама», «папа», «деда», «баба», «дай».

Малыш понимает, когда ему также говорят «дай» или «на», может имитировать голоса животных: «му», «гав», «мяу».

Очень часто малыш произносит лишь ударный слог в слове, тем сам, давая названия окружающим предметам. Например, ложку он назовет «ло», кубик – «ку».

Ребёнок, играя, может говорить сам с собой то понижая, то повышая голос, менять интонации.

Нормой для 13-ти месяцев является знание 10-ти слов.

Обратите внимание! Дети могут знать и меньше, но главное заниматься с ребенком – читать вместе с ним сказки, рассказывать с ним стихи и вообще, больше разговаривать, чтобы он слышал правильную речь.

Это возраст, когда ребёнок учится делать обобщения. Например, все круглые предметы он воспринимает как мяч, а все животные воспринимаются им как кошка или собака. Он объединяет и действия.

Всё, что касается еды называет «ням-ням», а все двигающиеся предметы для него автомобили – «би-би».

Малыш в этом возрасте ещё очень сильно привязан к родителям, но это время, чтобы начать понемногу сближать его с другими детьми. Родителям стоит найти подходящую компанию для своего чада среди детей друзей или родственников, а также во время прогулок в песочнице.

Также малыш в этом возрасте уже отделяет своё «я» и играет с игрушками один, если у него есть настроение. Но он по-прежнему боится остаться один, капризничает, если рядом нет кого-то из родителей, настороженно относится к незнакомым людям, если в гости приходит кто-то, кого он ещё ни разу не видел.

Рацион питания: что можно кушать

В этом возрасте у малыша ещё не так много зубов, но это не повод продолжать кормить его смесями и пюре из баночки.

Просто измельчайте пищу до такой консистенции, чтобы ребёнок ей не подавился.

Помните, что познание мира для крохи происходит и через вкусы в том числе.

Ниже представлено примерное меню для ребёнка, рассчитанное на 3 дня:

1-й день2-й день3-й день
ЗавтракОмлет паровойКаша на молокеХлеб с масломЧайОвощное пюреХлеб с маслом и тёртым сыромЧай с молокомМанно-морковное суфлеМолокоХлеб с маслом
ОбедПротёртый борщСуфле из курицыПюре картофельноеКомпотСуп-пюре из цветной капустыСуфле рыбноеПюре из кабачковСокЩи вегетарианскиеЗапеканка картофельная с мясомПеченьеКомпот
ПолдникКефирПеченьеЯблоко тёртоеКефирСухарикиФруктыТворогКефирФрукты
УжинГречневая кашаМолокоХлебЗапеканка творожнаяМолокоХлебОвощное пюреЧай с молокомХлеб

Моторика

  • К 1 году 1 месяцу малыш уже уверенно держит в игрушку в одной руке, играя при этом с ней второй.

Важно! Родители должны обращать как можно больше внимания на развитие мелкой моторики у ребенка, используя специальные игры и упражнения.

  • Родители могут предложить малышу поиграть с мелкими кубиками, а также попробовать научить его пользоваться карандашом или фломастером.
  • В этом возрасте дети склонны копировать поведение родителей. Воспользуйтесь этим, покажите малышу, как правильно играться с машинками, складывать предметы в коробочки, это могут быть небольшие бусины.
  • В 13 месяцев ребёнок может самостоятельно переворачивать страницы в книгах, поэтому на данном этапе это занятие может привлекать его больше всего. Отдайте ребёнку в пользование ненужные бумаги и газеты – пусть рвёт и комкает их в своё удовольствие. Это развивает моторику пальцев.

Сон

Справка! Уже в этом возрасте малыши начинают делиться на сов, жаворонков и голубей.

  • Жаворонков родители могут уложить в 20-22 часа, но малыши встают рано – в 4-5 утра они уже начинают свою «трудовую деятельность».
  • Сов невозможно уложить раньше 23-х часов. Поднимаются они около 6-7 утра, затем можно попробовать снова уложить их спать.
  • Голуби не имеют определённого режима сна, поэтому каждый день удивляют своих родителей часами сна и бодрствования.

На этом этапе жизни ночной и дневной сон малышей делится на две части. Ночью они могут просыпаться, чтобы покушать, а затем заснуть снова. При дневном отдыхе дети часто капризничают. В сумме в этом возрасте ребёнок спит около 13-ти часов.

Занятия с малышом

Ребёнок в этом возрасте будет развиваться гармонично, если ему уделять достаточное количество времени.

Не пытайтесь насильно заставить малыша заниматься – пусть ваше времяпрепровождение будет в виде игры, заинтересуйте ребёнка.

Если вы видите, что малыш протестует и сопротивляется, то дайте ему заняться своими делами и отдохнуть.

Для занятий с малышом Вы можете приобрести альбомы, краски, пластилин для лепки, конструктор, различные сортёры, пирамидки, кубики, карточки с рисунками, буквами и цифрами, книжки с плотными страницами, а также, если у вас есть возможность, оборудуйте часть комнаты малыша гимнастическими тренажёрами и шведской стенкой.

Даже если Ваш малыш уже ходит, нужно продолжать развивать этот навык. На прогулке не катайте малыша в коляске слишком долго, дайте ему походить ножками, исследовать окружающий мир, возможно, что он захочет сам толкать свой «транспорт». Не препятствуйте. На детской площадке помогите ему карабкаться по перекладинам, залезать на горку и скатываться с неё.

Поиграйте с малышом в «найди игрушку». Просто спрячьте её за спину, под одеяло, за занавеску и попросите ребёнка её найти. Сделайте зарядку для пальчиков, приговаривая при этом какой-нибудь тематический стишок. Развивайте в нём чувство цвета просто попросив сопоставить цвет игрушки с цветами на листках, которые Вы предварительно подготовили.

Важно! Обязательно комментируйте каждый прогресс ребёнка.

Это не только даст ему мотивацию, но также в будущем повлияет на его речь. Самое главное – не делайте за малыша всей работы, дайте ему заниматься самому, даже если видите, что у него не очень хорошо получается.

Особенности ухода

В год и месяц малыш должен быть приучен к тому, что каждое утро начинается с умывания и чистки зубов.

Ребёнок должен понимать, что это необходимо и полезно для него, не пропускайте этих процедур.

Малыша нужно купать каждый день, но практикуя ежедневные купания, не забывайте, что кожа ребёнка быстро сохнет.

Важно! Используйте специальные средства для и после купания, чтобы это предотвратить.

После года давайте малышу возможность купаться самостоятельно, но под Вашим пристальным наблюдением.

Если Вы в это время отучаете ребёнка от груди, делайте это в благоприятное время, чтобы малыш избежал стресса. Не стоит делать этого во время переезда или болезни. Вознаграждайте малыша лаской и вниманием, постарайтесь отвлекать его чем-то новым и захватывающим.

Безопасность малыша

Дети в этом возрасте очень активные. Они с радостью обследуют квартиру и тащат с собой всё, что видят на своём пути.

У них в руках запросто могут оказаться важные документы, телефон, пульт от телевизора или ключи.

Уберите все предметы, которые не предназначены для малыша подальше, на тумбочки поставьте блокираторы.

Сделайте для малыша больше пространства в доме. Это поможет ему меньше стукаться о предметы. Но если это невозможно, то оборудуйте острые углы мебели силиконовыми накладками – они смягчат удар. Также не лишним будет поставить крышки на розетки, чтобы ребёнок не смог в них ничего засунуть.

Важно! Никогда не оставляйте малыша одного во время купания, держите кафель в ванной и на кухне всегда сухим.

Уберите мебель от подоконника, чтобы ребёнок не мог забраться на него, не давайте ему играть с предметами, которые не предназначены для детей – ножи, спички, различные инструменты. Малыш может себя ранить.

Важно! Следите за ребёнком на детской площадке и на улице, не оставляйте его одного в доме или квартире.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 2 месяца, год и 3 месяца, год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Рекомендуем вам посмотреть видео про особенности данного возраста:

Советы родителям

Прислушивайтесь к своему ребёнку, помогайте ему проявлять индивидуальность во всех его начинаниях. Помните, что он имеет право на свои эмоции и чувства. Возможно, сейчас эти советы кажутся Вам лишними, ведь малышу едва исполнился год, но в будущем обязательно увидите плоды своего труда.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/1-3-goda/1-god-1-mesyats.html

Что должен уметь делать ребенок в 1 год: развитие и способности

Что должен уметь ребенок в 1 год

Навыки ребенка к году — это физические и интеллектуальные и психологические умения, которые младенец приобрел на протяжении первых двенадцати месяцев жизни. Существуют как индивидуальные особенности развития, так и общие для всех малышей границы норм, разработанные педиатрами и психологами.

В обществе бытует мнение, что чужие дети растут быстрее. Но, как ни странно, собственные хоть и подрастают на глазах, но делают это с еще более динамичными темпами.

Казалось только вчера семья встречала из роддома маму с маленьким свертком в руках, а сегодня этот розовенький постоянно спящий комочек уже принял вертикальное положение, обзавелся зубами, покушается на каждый квадратный метр квартиры, изучая окружающий мир, показывает характер и уже многого достиг во всех аспектах развития.

Как выглядит ребенок в год

Годовалый ребенок — это маленький человечек, по внешнему виду, а не по расцветке одежды и коляски которого уже, практически без проблем, определяется пол. Его уже не страшно брать на руки — он при необходимости сам на них залезет.

Его вес с рождения увеличился в среднем в три раза. В когда-то беззубом ротике появились уже первые зубы — обычно к году их 8. Маленькие ножки еще только начинают учиться уверенно передвигаться, поэтому стопы у малышей еще плоские.

Но со временем благодаря постоянной ходьбе исчезнут жировые подушечки и появится изгиб.

Физические параметры развития

Физическое развитие ребенка протекает индивидуально, с разной динамикой и специфическими особенностями, поэтому предугадать его с точностью до миллиметра невозможно даже если младенец в семье пятый по счету.

Специалисты в области педиатрии разработали специальные нормы с минимальными и максимальными границами, которые используют медики при определении физического здоровья малыша.

По правилам они должны наблюдать младенца ежемесячно на протяжении первого года жизни, в том числе и вести специальную карту, в которую вносятся данные о динамике роста маленького пациента. Допустимые значения разные для мальчиков и девочек, потому что первые чаще всего крупнее.

Показатель Девочки Мальчики Среднее значение
Рост68,9-79,2 см71-80,5 см74-75,7 см
Вес7000-1500 кг7700-12000 кг8900-9600 кг
Окружность головы42,2-47,6 см43,5-48,6 см44,9-46,1 см
Окружность грудной клетки46,3-51,4 см46,1-52,5 см48,3-48,7 см

Что должен уметь делать ребенок в год

Навыки и умения ребенка в годовалом возрасте зависят от многих факторов, в том числе и от особенностей характера, наследственности и того, на сколько много внимания оказывают ему близкие родственники.

Их принято делить на психомоторные, эмоциональные и речевые.

Психомоторное развитие

Годовалые малыши уже на многое способны:

  • стоять возле опоры, ходить вдоль нее, ползать, а некоторые даже самостоятельно передвигаться;
  • залезать на диван и подниматься по ступенькам;
  • разбирать и собирать пирамидку;
  • открывать и закрывать шкафчики, ящики и кастрюли, складывать туда предметы;
  • иногда пить из чашки и орудовать ложкой;
  • играться с игрушками: сортерами, машинками, мячиками, колясками;
  • копировать родителей, взрослых и других детей, например: хлопать в ладоши, стучать, копать лопатой, пользоваться отверткой, повторяя действия старших;
  • пританцовывать под музыку.

Эмоциональное развитие

В эмоциональном плане список того, что умеет делать ребенок в год, достаточно длинный:

  • обнимать и целовать родителей, близких и других детей, проявляя свою любовь;
  • выражать радость, обиду, недовольство с помощью мимики и эмоций;
  • четко разделять своих от чужих: к родным относиться тепло и открыто, а к чужим — настороженно;
  • выражать недовольство в ответ на запреты и даже отказаться им следовать;
  • различать интонацию и выражение лица того, кто с ним разговаривает;
  • эмоционально играть с близкими в «ку-ку» и «ладушки»;
  • интересоваться своим отражением в зеркале.

Речевое развитие

Многие родители очень беспокоятся за своих чад, наблюдая со стороны, как другие детки того же возраста уверенно произносят первые слова.

Самый распространенный вопрос, который задают педиатрам, относится к речевым способностям малыша: что должен говорить ребенок в год — в среднем от 2 до 10 слов.

Звукоподражатели «гав-гав», «му-му», «мяу», «би-би», «ко-ко» и сокращенные варианты слов «кака», «кач-кач» считаются словами в том случае, если ребенок произносит их осознанно.

Если кроха ничего не говорит, кроме «мама» и «папа», то в таком возрасте это не является отклонением от нормы. И не стоит бежать к врачу, если ваш малыш не говорит как соседский. Значит его время еще не пришло. Просто разговаривайте с ним почаще, пополняя его пассивный словарный запас, то есть запас тех слов, которые он хорошо понимает.

Вспомогательные занятия и развивающие игры

Во многом то, что умеет ребенок в 1 год, зависит от родителей. Они способны ему помочь, предлагая развивающие занятия и игры. Главное, чтобы они приносили ребенку удовольствие, а не навязывались сердобольными родственниками.

Достижения крохи к году следует грамотно корректировать, стимулировать и дополнять разными способами:

  • играть с ребенком в активные игры, ходить, бегать держа за ручки или без поддержки, прыгать, играть с мячом;
  • развивать мелкую моторику: складывать в баночку фасоль или горох, снимать прищепки с картона или банки, открывать и закрывать молнию;
  • рисовать пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами;
  • ежедневно гулять и играть с другими детьми, общаться с малышом;
  • читать сказки и стихотворения;
  • делать гимнастику, в том числе артикуляционную, и массаж пальчиков;
  • объяснять все увиденное на улице или за окном, вызывая ребенка на диалог.

И главное, что поможет малышу в динамичном развитии, — это терпение и любовь родителей. Не требуйте от него больше, чем он способен.

Режим сна и бодрствования

Годовалые дети уже выработали для себя самый приемлемый приблизительный режим дня, который более стабильный, чем у новорожденных.

К этому возрасту в общей сложности ребенок спит от 10 до 13 часов в сутки: днем два раза в среднем по час-полтора и всю ночь с перерывом для утоления жажды или голода. Некоторые дети к годику уже перестают беспокоить родителей по ночам и спокойно спят до утра.

По режиму сна детей, как и взрослых, делят на категории:

  • жаворонки, которые ложатся рано и встают рано, практически вместе с солнцем;
  • совы, которые долго не спят, а утром отсыпаются.

Есть и такие, которые не относятся ни к одной из групп, а ложатся спать и просыпаются, когда этого требует их растущий организм.

Все остальное время принадлежит бодрствованию и распределяется согласно требованиям, предпочтениям ребенка и исходя из пользы для его гармоничного развития. В режим дня обязательно включаются прогулки на свежем воздухе, активные и развивающие игры со сверстниками, родителями и чтение книг.

Рацион годовалых детей

Рацион годовалых детей становится более разнообразным и, как и прежде, насыщенным витаминами, полезными веществами и микроэлементами. А интервал между кормлениями увеличивается, и в год он составляет порядка 4 часов.

Продукты, обязательные для меню ребенка Продукты, находящиеся под запретом
Молочные продукты: молоко, кефир, творогМорепродукты (кроме рыбы)
Каши: овсяная, гречневая, мультизлаковая, рисоваяБлюда с содержанием приправ и уксуса
Овощи: картошка, разные виды капусты, кабачки, морковьШоколад, торты и пирожные с кремом
Сезонные фрукты, произрастающие в регионе проживанияЖареная пища
Мясо: кролик, индейка, говядина, курицаКолбасы и сосиски (если они не сделаны специально для детей)
Рыба, не жирная и не содержащая мелких косточек (хек, филе минтая или тилапия)Грибы и цитрусовые
Супы, сваренные на вторичном бульонеПолуфабрикаты (пельмени, котлеты и т.д.)

Вся пища должна подаваться в нужной консистенции, которая определяется количеством прорезавшихся зубов. Чаще всего в этом возрасте используют толкушку для приготовления пюре или блендер.

Заключение

Оценивая развитие ребенка в год, помните: все дети разные, с уникальными чертами характера, индивидуальными особенностями и отличаются как по физическим данным, так и по интеллектуальным способностям.

0

0

1425

Источник: https://littleone.com/publication/0-6519-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god

Что должен уметь ребенок в 1 год?

Что должен уметь ребенок в 1 год

Дорогие родители! Вот и наступил долгожданный момент. Вашему чаду уже годик. Вы отмечаете его первый день рожденья. Сейчас вам предстоит пройти всех врачей и убедиться, что малыш здоров и правильно развивается. Но давайте для начала разберёмся, что должен уметь делать  ребенок 1 год.

Сколько мы уже весим

Как ваш малыш уже подрос! Теперь он весит раза в три больше по сравнению с тем, что было при рождении. А его рост увеличился в среднем на 25%. Так к годику вес детей колеблется от 10 до 12,5 кг, а рост, в среднем составляет 77 см.

Если в первые месяцы жизни малыш набирал чуть ли не по килограмму, то ближе к годику эта цифра сместилась на 400-500 грамм. А за промежуток с 11 по 12 месяц малыш и вовсе набрал грамм 350.

Но никогда не стоит забывать про то, что каждый карапуз уникален. И если его параметры не вписываются в общие рамки, это ещё не повод начинать переживать.

В один годик мой сын весил 11 кг 200 грамм, при росте – 79 см.

Какие у малыша зубки

Некоторые дети в первый день рождения уже имеют не меньше 12 зубов. Треть из которых составляют жевательные зубки, а две трети – резцы.

Однако нормальной считается ситуация даже с полным отсутствием зубов в ротовой полости ребёнка. А вот, если до наступления одного года и одного месяца ничего не изменилось, стоит начать беспокоиться и обратиться к врачу.

Необходимо помнить, что для правильного развития зубов малыш должен получать в достаточном объёме кальций, витамин D и фосфор.

Речевые навыки

В один год малыш уже умеет говорить до десяти слов. Он уже понимает практически всё, что слышит. Крайне необходимым является ваше общения с ним, благодаря этому и будет повышаться словарный запас карапуза.

Малыш всё чаще называет предметы короткими обозначениями и если его спросить, как говорит корова — быстро ответит.

Некоторые детки застенчивы, молчаливы. Поэтому не стоит паниковать, если карапуз молчит большую часть времени. А вот если вы замечаете, что он вас не слышит, ребёнок не выполняет ваши просьбы, не понимает запреты – это повод обратиться к доктору. Иначе вы не сможете разобраться, в чём причина такого поведения: патология слухового аппарата, психологические отклонения или что-то другое.

Кроме этого годовалый ребёнок уже знает своё имя и откликается, когда его зовут.

Двигательная активность

Достижения ребёнка в этом возрасте достигают высшего уровня. Он, наконец, начинает ходить, пусть неуверенно или медленно. Какие же особенности в моторике детей этого возраста:

  1. Малыш с лёгкостью держит предметы любых размеров.
  2. Умеет перелистывать странички.
  3. Научился застёгивать пуговички.
  4. Легко катит и кидает мячик.
  5. Взбирается и слазит с предметов мебели.
  6. Строит из кубиков.
  7. Открывает крышки, раскручивает их.
  8. Самым большим достижением являются первые шаги ребёнка. Это незабываемое счастье, как для малыша, так и для его родителей.

Мой сын в годик уже начал уверенно ходить.

Но стоит понимать, что теперь малыш подвержен большему травмированию. Он может перемещаться, где захочет, так что вам следует позаботиться о его безопасности: надеть уголки на края мебели, закрыть розетки, убрать стеклянные предметы.

Сон и питание годовалого ребёнка

Суточная норма 13-часового сна приходится в основном на ночное время. Днём ребёнок теперь спит один раз, после обеда. Но не все детки с радостью укладываются в это время. Они хотят играть, веселиться. Поэтому многие родители сталкиваются с проблемой того, что карапуз вообще отказывается видеть сновидения днём. Что вам поможет его убедить:

  1. Вы можете почитать сказку крохе.
  2. Сделать массаж для расслабления его мышц.
  3. Покупать малыша с добавлением трав, обладающих успокаивающим действием.

Эти же советы вы можете использовать и перед ночным сном.

В годик ребёнку могут начать сниться кошмары. При этом возможны слёзы, крик, малыш может судорожно двигаться. Что советуют специалисты делать в такой ситуации:

  1. В первую очередь необходимо выявить, когда именно наступает такой сон, зафиксировать время.
  2. Теперь вы способны разбудить малыша за несколько минут до того, как должен присниться кошмар.
  3. Делать это необходимо не меньше недели, чтоб закрепить эффект. Чтоб ребёнка окончательно перестали мучать кошмары.
  4. Если эти действия не помогают, стоит обратиться к детскому психологу или неврологу.

В год уже можно начинать отлучать ребёнка от груди. Его рацион уже достаточно богат и разнообразен. Скорее всего, вы уже заметили, чему малыш отдаёт предпочтение.

В питание карапуза не забывайте как можно чаще добавлять продукты, богатые витаминным составом.

Старайтесь кушать  то же, что и ребёнок, чтоб он видел, что делает то же что и вы, и не начал просить, например пиццу.

Старайтесь покупать продукты, привезённые из деревни. Там будет минимум нитратов, и такое молоко будет значительно полезнее купленного на прилавке в магазине.

Не стоит давать детям сладости, в том числе и продукты с повышенным содержанием сахара, вообще старайтесь соль и сахар сводить до минимума в рационе ребёнка.

Эмоциональное развитие малыша

Вы можете заметить изменения в общении вашего ребёнка с другими людьми. Вы узнаете, что ваш малыш кусака, даже если у него ещё нет зубов. Он попытается ущипнуть другого ребёнка или кинуть в него, а может и в маму, игрушкой. Я не исключаю, что у вас по кухне начнёт летать еда.

Так чем же ещё характеризуется этот период в жизни ребёнка:

  1. Малыш может начинать бунтовать. Ему не нравится, что некоторые вещи под запретом. Он хочет, чтоб всё внимание уделялось только ему, и все желания выполнялись при первом же требовании.
  2. Родителям стоит ограничить количество «нельзя». Иначе малыш обозлиться, и будет находиться в постоянном стрессе. Какой есть выход?

Например, как я делала. Мой малыш хотел взять стеклянную банку, а я предлагала ему взамен пластиковую коробочку. Но не просто впихивала её, отбирая силой ту, что хотел мой сын.

Нет, я методично отодвигала опасную для него, и показывала новую, рассказывала какая она красивая, как легко снимать и надевать на неё крышечку, что можно в неё что-то положить.

Сыночку быстро становилось интересно и казалось, что эта коробочка в 100 раз лучше, и он полностью забывал о существовании стеклянной банки.

  1. Как и всегда у малыша повышенный спрос на общение с людьми. Старайтесь побольше уделять внимание ребёнку. Пусть с ним общается не только мама с папой, но и другие родственники. Мой сын больше всего любил «разговаривать» с бабушкой. Знакомьтесь с детками в песочнице, как и дети — пусть общаются мамы. Потом вы сможете дружить семьями, а новый собеседник ребёнка потом станет ему лучшим другом. Хорошо было бы, чтоб малыш дружил не только с детьми своего пола, а и с представителями противоположного.

Бытовые навыки карапуза

Ваш малыш достаточно взрослый и уже умеет делать следующее:

  1. Научился жевать, поэтому ему спокойно можно давать хлеб или печенье.
  2. Самостоятельно держит ложку, чашку и умеет кушать и пить, не проливая или просыпая ничего мимо рта.
  3. Умеет умываться, знает, что нужно мыть руки перед едой и сам это делает.
  4. Пытается одеваться, легко даются носочки и шапочка.
  5. Сам ходит на горшок.

Рекомендуем к прочтению:

Вот и пролетел первый год из жизни вашего ребёнка. Он был богат новыми открытиями и большими достижениями ребёнка. Именно развитие ребёнка до года формирует его психику, здоровье и социальные навыки. Один год – это только начало долгого и нелёгкого пути. Но у вас впереди ещё столько нового и радостного. Малыш не будет прекращать вас удивлять и радовать. Здоровье вам и вашей крохе!

Источник: https://zdorovyemalisha.ru/po-mesyatsam/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.