Теория личности по Маслоу: гуманистическая, мотивации, самоактуализации

Содержание

Самоактуализация по Маслоу: почему достичь последней стадии пирамиды сложнее, чем кажется

Теория личности по Маслоу: гуманистическая, мотивации, самоактуализации

Согласно иерархии потребностей Абрахама Маслоу, высшая потребность человека — самоактуализация. Но достичь этой ступени — задача не из легких.

Сама по себе самоактуализация — благородная цель. Именно ею мотивировано создание гуманистической психологии и благодаря ей издатели ежегодно выпускают миллионы книг по личностному росту.

Тогда как большинство людей знакомы с основными позициями «пирамиды Маслоу», далеко не все в курсе того, с какими проблемами психологу пришлось столкнуться во время ее «выстраивания». Оказалось, что многие люди ошибочно полагали то, что уже прошли стадию самоактуализации.

Как Маслоу узнал о них? 

По словам психолога Барри Стивенса, друга Маслоу, когда идея о самоактуализации вышла в свет, произошло кое-что необычное:

«Он (Маслоу) был недоволен реакцией многих людей, когда те узнали о «самоактуализирующихся личностях». Реакция была странной. Я получал множество писем, в которых люди писали: «Я самоактуализированный человек». Маслоу казалось, что он что-то упустил».

Изучив работы психолога, люди стали убеждать своих терапевтов, что они достигли вершины пирамиды. Но сам Маслоу в книге «По направлению к психологии бытия» отметил, что «менее 1% взрослого населения удается достичь последней стадии».

Так что, если бы вы сообщили Маслоу, что вы уже самоактуализировались, это наверняка рассмешило бы его.

Насколько сложно стать самоактуализированным человеком? 

Одно из наиболее распространенных критических замечаний в отношении концепции Маслоу о самоактуализации заключается в том, что она, по-видимому, ограничивается теми, кому выдалось испытать счастье в своей жизни.

Рассмотрите его иерархию потребностей: самый низкий уровень — это базовые потребности, а второй уровень — потребность в безопасности для создания комфортных условий жизни.

Если вам не достает финансов для удовлетворения первых — вы не можете подняться на второй уровень. О последней ступени тут и говорить не стоит.

Wikimedia Commons

Данный вопрос встал еще задолго до появления «пирамиды Маслоу». Аристотель, чья концепция эвдемонизма ⓘФилософское учение о том, что человеческое счастье является высшим благом и основанием нравственности человека.

 имеет очевидные оттенки самоактуализации, открыто говорил о том, что только состоятельный греческий мужчина, который имел достаточную удачу в своей жизни, может «хорошо жить».

Другие психологи, обсуждающие вопрос самоактуализации, сталкиваются с подобными проблемами.

Сам Маслоу считал, что любой способен на самоактуализацию. Тем не менее, критериям самоактуализации, по словам Маслоу, соответствовал только один процент учащихся колледжей и образцовые исторические личности. Он понимал, что такое количество людей, заявляющих о своей состоявшейся самоактуализации, указывает на то, что ему не удалось раскрыть концепцию этой потребности должным образом.

Ошибались ли эти самые «самоактуализированные люди»?

Многие из них — несомненно, да. Психолог Фриц Перлз, однако, считал, что это недоразумение также может быть связано с понятием самореализации. Самоактуализация — это процесс становления тем, кем вы на самом деле являетесь.

 Но многие люди думают, что самоактуализироваться — значит стать тем, кем вы считаете себя или кем вы хотите стать. Но это уже самореализация.

Вполне вероятно, что многие из знакомых Стивенса просто реализовали идеальные представления о самих себе.

Маслоу же говорит нам:

«Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности»ⓘКозлов Н. «Психологос. Энциклопедия практической психологии»..

Психолог также предупреждал, что самоактуализация не означает, что вы действуете в соответствии с собственными желаниями. Такие действия можно назвать самовыражением, а не актуализацией. Так что едва ли те люди были правы.

Какой итог можно подвести?

Ну, во-первых, вероятно, вы еще не самоактуализировались.

Зато сейчас вы лучше понимаете сложность этой концепции. Людям стоит не только удовлетворять все потребности последовательно, но и быть открытыми и готовыми сделать себя психологически уязвимыми, чтобы встретиться с «настоящим я» и постоянно стремиться к психологическому росту.

Однако о конкретных методиках развития личности в процессе самоактуализации, по представлению психологов гуманистической направленности, говорить не стоит. Что значительно усложняет задачу.

Это действительно нелегко. Самоактуализации невозможно достичь за пару дней, да и в ваш прогресс всегда могут вмешаться непредвиденные обстоятельства. Карл Роджерс, американский психолог, который также работал с концепцией самоактуализации, считал ее не конечной стадией, а бесконечным процессом.

Маслоу пишет:

«…Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации»ⓘМаслоу А. «Мотивация и личность».

Наконец, помните про старое древнегреческое изречение — «познай самого себя». Вы не можете стать тем, кто вы есть, если не знаете, кто вы. Эта мудрость восходит к Сократу, и он бы посоветовал вам в первую очередь побеспокоиться об этом.

Оригинал: https://monocler.ru/samoaktualizatsiya-po-maslou/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8680a18600e100ac9a2c05/samoaktualizaciia-po-maslou-pochemu-dostich-poslednei-stadii-piramidy-slojnee-chem-kajetsia-5d8b7ab143fdc000adf74778

Краткое изложение теории Маслоу, теория мотивации личности

Теория личности по Маслоу: гуманистическая, мотивации, самоактуализации

В 1943 году в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». Его взгляды отличались от популярных в то время концепций психоанализа и бихевиоризма, которые основывались на поведении зверей и были умозрительными. Теория Маслоу базировалась на экспериментах с людьми, проводившихся в больничных условиях.

Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.

Пирамида Маслоу

Очень часто встречаются изображения пирамиды потребностей Маслоу. Эта схема упрощенно изображает теорию мотивации. Нужно заметить, что Абрахам Маслоу не является автором рисунка. Впервые он встречается в немецкоязычной литературе 1970 годов.

Как правило, в основу теории мотивации по Маслоу включают пять типов потребностей.

  1. Органические (физиологические): голод, жажда, сон.
  2. Потребность в безопасности: защита от холода, комфортное жилье, избавление от страхов, уверенность в будущем, стабильность жизни, доверие к людям.
  3. Социальные: общение, совместная деятельность, дружба, любовь, принятие, взаимопонимание, привязанность, забота о других.
  4. Потребности в уважении и престиже: социальный статус, карьера, самоуважение, одобрение, признание.
  5. Духовные и нравственные: самовыражение через творчество, самоактуализация, познание.

Два нижних уровня иерархии, включающих органические потребности и необходимость в безопасности, обобщенно называют физиологическими или базовыми. Они образуют поведенческую доминанту.

Эти нужды неизбежны, они обеспечивают выживание человека, поэтому они удовлетворяются в первую очередь. Только реализовав базовые потребности, человек будет способен думать о целях более высоких порядков.

Очевидно, что люди свои желания реализуют постепенно, словно поднимаясь с одной ступени на другую, поэтому другое название теории мотивации — лестница Маслоу.

Краткий список потребностей состоит из пяти пунктов, но существует и более подробное разбиение пирамиды Маслоу.

  1. Физиологические.
  2. Потребности в безопасности.
  3. Потребность в принадлежности: общение, любовь, дружба, привязанность.
  4. Потребность в уважении: одобрение, признание, стремление к успеху.
  5. Познавательные: стремление к приобретению знаний и умений, исследовательский интерес.
  6. Эстетические: стремление к гармонии и порядку, чувство прекрасного.
  7. Потребность в самоактуализации: саморазвитие, реализация своих талантов.

В подробной классификации духовные и нравственные потребности личности разбиваются на три группы (познавательные, эстетические и потребности в самоактуализации).

Самоактуализация

Абрахам Маслоу выделил особенности людей, которые близки к самоактуализации:

  • адекватное восприятие реальности, ощущение комфорта в реальности;
  • принятие себя и других, способность строить глубокие отношения;
  • умение следовать своим желаниям;
  • спонтанность действий, естественность и простота;
  • способность фокусироваться на задаче;
  • потребность в уединении;
  • независимость;
  • способность творить, способность дать свежую оценку происходящему;
  • мистичность, могут находиться в высших состояниях;
  • демократичность;
  • способность разграничивать цели и средства, добро и зло;
  • чувство юмора.

Достичь самоактуализации, по словам Маслоу, удаётся не всем. Люди часто не видят своего потенциала, боятся своих талантов и возможного успеха. Иногда раскрытию способностей препятствует окружение. Для развития нужна безопасная и дружелюбная среда.

Изначально в теории мотивации утверждалось, что дальнейшее продвижение невозможно, пока не удовлетворены базовые потребности. Считалось, что в первую очередь человек использует все возможности, чтобы обеспечить себя и свою семью едой, чистой водой, безопасным жильём и так далее.

Позже Абрахам Маслоу говорил, что процесс реализации нужд личности не всегда поступательный, и обычный порядок может нарушаться. Нередко удовлетворение высших желаний начинается, когда ещё не реализованы низшие. Более того, Маслоу говорил, что некоторые потребности могут возникать одновременно.

Например, человек может нуждаться и в безопасности, и любви, и в самоуважении. Далеко не у всех базовые потребности удовлетворены полностью, но это не мешает людям иметь желание быть полезным обществу или любить.

Необязательно удовлетворять нужды более низкого уровня полностью, чтобы перейти на более высокий уровень пирамиды Маслоу.

Применение теории Маслоу

Теории мотивации часто используются руководителями, которые стремятся повысить производительность своих сотрудников. Работы Абрахама Маслоу имели огромное значение при создании современных теорий мотивации.

Руководители должны понимать, что мотивация личности определяется многими потребностями. Чтобы мотивировать сотрудника, руководителю нужно дать ему возможность удовлетворения существующих потребностей.

  • Социальные: командный дух на рабочих местах, периодические совещания, стимулирование социальной активности сотрудников.
  • Потребность в уважении: интересная и содержательная работа, поощрение достигнутых результатов, продвижение по карьерной лестнице, профессиональное обучение и переподготовка.
  • Потребности в самовыражении: позволить подчинённым полностью использовать их потенциал и развивать свои способности.

Только экономических стимулов многим людям недостаточно. Повышение заработка помогает удовлетворить лишь базовые потребности. Считается, что только беднейшие и бесправные слои населения руководствуются потребностями низших уровней.

Недостатки теории Маслоу

Концепции Маслоу привлекали к себе как сторонников, так и критиков. Последние считали, что выборки исследований слишком малы и по ним нельзя делать какие-либо обобщения.

Составляя список черт личностей, движущихся по пути самоактуализации, Абрахам Маслоу выбирал активных и здоровых людей, таких как Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн. Такие люди, по его мнению, были успешны.

Некоторые великие люди, например, Рихард Вагнер, не попали в исследование, потому что не обладали личностными чертами, которые ценил Маслоу.

Основная проблема теории иерархии потребностей личности в том, что нет возможности количественно измерить, насколько удовлетворены потребности человека. Теория Маслоу не универсальна, она не учитывает индивидуальные особенности развития личности. Для некоторых людей порядок иерархии потребностей меняется.

Благодаря тому, что теория мотивации построена во соответствии с определённой иерархией, её часто ассоциируют с пирамидой власти.

Чем больше материальных ценностей у человека, тем больше удовлетворены его потребности и тем больше у него власти. Такая теория особенно популярна у людей с иерархическим мышлением.

Они убеждены в том, что успех личности основывается на конкуренции. Ближе к вершине пирамиды и, соответственно, счастливее тот, кто активно и успешно конкурирует с другими.

Подобный взгляд на жизнь ведёт к тому, что люди стремятся получить как можно больше общепринятых вещей, таких как престижная работа, дорогое жилье, социальный статус. Многие верят, что большое количество достижений ведёт к счастью.

В современных теориях развития человека и общества конкуренция рассматривается как непродуктивный путь. Общественное развитие может быть более эффективным, если отказаться от конкуренции и поставить на первый план уникальность личности и её способность к проявлению своих талантов.

Источник: https://psiho.guru/terminy/kratkoe-opisanie-teorii-lichnosti-maslou.html

Теория и структура личности по Абрахаму Маслоу

Теория личности по Маслоу: гуманистическая, мотивации, самоактуализации

Для того, чтобы помогать человеку с его психологическими проблемами, для начала нужно понять, как они возникают.

Причем у разных направлений науки разные взгляды на это: в соответствии с теми теориями личности, которые лежат в их основе.

Одна из них — гуманистическая, идеологами которой стали Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. О теории личности Маслоу поговорим далее.

Что такое соционика? Узнайте об этом из нашей статьи.

Краткая предыстория

До начала ХХ века вся психология сводилась закрытию в больных в определенных учреждениях и вызовам священников (опционально — экзорцистов). Потом появился дедушка Фрейд.

Он заявил, что где-то внутри человека сидит Оно — бессознательное, и помогать с душевными проблемами можно, вытащив это бессознательное, пережив и осмыслив.

Откуда оно взялось при этом не уточнялось, поэтому психологи активно пользовались методом психоанализа, но не могли обосновать его. А наука предпочитает четкие объяснения.

К тому же у Фрейда большинство расстройств объясняется подавленными сексуальными переживаниями, а людям очень не хотелось оказаться теми, кем руководит всего лишь половой инстинкт.

Появившаяся вскоре теория бихевиоризма — поведенческой психологии — ушла недалеко. Её последователи считали, что психика человека — набор реакций на стимулы (к счастью, не только сексуальные). Требовалось такое объяснение, которое сделало бы человека чуть более человечным.

Им стала гуманистическая теория. Карл Роджерс заявил, что личность обладает уникальным опытом — «феноменальным полем», которая и отличает её от других.

Проблемы начинаются, когда это поле не совпадает с реальной действительностью. Маслоу развил эти идеи.

Как работает метод расстановок Берта Хеллингера? Читайте об этом здесь.

Структура личности

По Маслоу человека нельзя разделить, выделив какое-то там Я, Сверх-Я и Оно. Он тот, кем сам делает себя, его задача — найти свой собственный смысл в окружающем мире.

Реальность для человека не объективна, а субъективна — она такая, какой он её чувствует и воспринимает.

Это экзистенциальный подход, ставящий во главу угла существование индивида. Более того, ученый пошел дальше своих предшественников, которые изучали людей с отклонениями. Он предпочел рассматривать опыт выдающихся личностей.

Маслоу выделил несколько уровней потребностей:

  • физиологические (сон, еда, крыша на головой),
  • нужда в надежности (безопасность, отсутсвие страха неудач),
  • социальные — потребность в принадлежности и любви (относиться к социальной группе, быть принятым ею и любимым),
  • нужда в уважении (компетентность, уважение, признание, одобрение),
  • потребность в развитии (познавательные, духовные, эстетические потребности и их вершина — самоактуализация).

Шаг за шагом, ступень за ступенью личность идет к высшей потребности: саморазвитию.

Однако до этой стадии доходит от 2 до 5 процентов людей.

Собственно, этим он больше всего и известен: пирамида потребностей Маслоу найдется в любом учебнике по психологии, маркетингу или управлению персоналом, так как стала основой теории мотивации.

Хотя сам он никогда свою теорию в виде пирамиды не представлял: впервые это сделали через пять лет после его смерти.

Воззрения самого ученого несколько шире и претерпевали изменения в процессе развития. Однако сейчас мы остановимся на том понимании, которое наиболее распространено в современном обществе.

Мотивации

Абрахам утверждал, что все потребности личности располагаются в строго иерархическом порядке. Удовлетворены потребности низшего порядка — возникают потребности высшего.

А на стремлении удовлетворить их и основывается система мотивации, так широко применяемая в управлении персоналом.

Даже самая скромная зарплата удовлетворяет физиологические потребности человека: никто не имеет права платить меньше прожиточного минимума.

Поскольку этот минимум заплатят где угодно, только деньгами работника не удержишь: придется удовлетворять его более высокие потребности, а это — стабильность и безопасность.

Для этого зарплату нужно отдавать регулярно, без задержек, чтобы была уверенность. Но это тоже делает большинство работодателей, поэтому поднимаемся на уровень выше — социальные потребности.

Ключевым является то, что для удовлетворения низших уровней потребностей нужно не так уж много денег, так зачем платить больше, если в работе можно заинтересовать удовлетворением более высоких уровней?

Это общение: отношения внутри коллектива, отношения с клиентами и так далее.

Это потребность в уважении: похвала и признание заслуг (шоколадная медаль, фотография на доске почета или в корпоративной газете, на сайте компании и т.п., разговоры с начальником, который убеждает в незаменимости).

Это работает даже лучше, чем повышение зарплаты.

Наконец, высшая ступень — потребность в развитии. Обещание карьерного роста, расширения круга обязанностей и т.п.

Заметили, как выглядит большинство объявлений о вакансиях?

Они застрагивают все уровни пирамиды: «Стабильная зарплата, дружный коллектив, карьерный рост».

Главные моменты теории мотивации:

  1. Все мотивы иерархичны.
  2. Высшие мотивы незначительные, пока низшие не удовлетворены.
  3. Чем выше уровень мотива, тем длительнее можно откладывать их реализацию.
  4. Чем выше уровень потребности, тем большие усилия человек готов прикладывать для её удовлетворения.

Пирамиду потребностей активно используют в рекламе. Любой ролик упирает на удовлетворение какой-либо потребности.

Например, кофе рекламируют не как напиток для бодрости, а как средство коммуникации, показывая истории, как люди знакомятся за чашкой кофе и т.п. Таким образом, делается упор на удовлетворение социальных потребностей, и тот, кому не хватает общения, побежит за этим кофе.

Исходя из сказанного выше, чем дешевле товар, тем на более низкие уровни потребностей можно делать ставку, чем дороже — тем на более высокие.

Гуманистическая

Как мы уже сказали, в воззрениях самого Маслоу все несколько сложнее.

Его иерархия потребностей быстро подверглась критике.

Она совершенно не объясняет существование аскетов, которые уходят в горы и медитируют до просветления: эти индивиды таким образом ставят потребность в развитии выше, чем в безопасности.

В горах ведь может напасть дикое животное. Или экстремальные жизненные условия, когда даже потребность в еде не удовлетворяется.

В блокадном Ленинграде некоторые сохраняли любимых домашних попугайчиков, хотя должны были бы сразу пускать на суп — пищи-то нет. Другие, кстати, так и делали.

Таким образом, иерархия потребностей всего спектра поведения не объясняет — есть что-то еще. Ученый высказывал предположения, что потребности развиваются с возрастом, но и эта теория не нашла подтверждения.

В итоге Маслоу остановился на том, что разделил все потребности на 2 группы: дефицитарные и бытийные.

Задача первых восполнить некий дефицит — в сне, еде, сексе, общении, то есть обеспечить выживание. А вот вторые связаны с развитием, с такой деятельностью, которая направлена на моральное удовлетворение, на поиск высоких целей и их достижения.

Чуть позже он добавил понятия метамотивации, метапотребности. Они стоят в прямой связи с вечными понятиями добра, красоты, истины.

Самоактуализации

Согласно теории Абрахама, индивид стремится к высшей ступени иерархической пирамиды — развитию, самоактуализации, то есть самому глубокому понятию, принятию и использованию собственных возможностей.

Это тот самый поиск смысла жизни, обретя который, человек становится счастлив, то состояние, в котором он делает то, что хочет, а не то, что ожидают от него другие.

Особенности самоактуализировавшейся личности таковы:

  1. Она знает и понимает жизнь, а не прячется от нее за механизмами психологической защиты.
  2. Она принимает и себя, и других, позволяя им иметь собственную точку зрения и не переубеждая.
  3. Увлекается любимым делом и ориентируется на решение задач.
  4. Независима от социального окружения.
  5. Может понять окружающих, внимательна к ним и доброжелательна.
  6. Открыта новому опыту.
  7. Различает добро и зло, не считает, что цель оправдывает средства.
  8. Ведет себя естественно и спонтанно.
  9. Проявляет способности, творит в работе, отношениях, любви.
  10. Готова решать проблемы, осознавать трудности.

Однако, как мы уже сказали, лишь 2-5% людей таковы.

Это объясняется неблагоприятными социальными условиями, сомнениями в собственных способностях, так присущими многим индивидам, чрезмерное влияние потребности в безопасности, которое заставляет избегать малейших рисков, пусть даже они удовлетворят более высокие потребности (затягивающая «зона комфорта», из которой так сложно выйти).

Существует несколько путей самоактуализации:

  • Бескорыстное переживание происходящего с полной сосредоточенностью.
  • Представление о жизни как о постоянном выборе.
  • Прислушивание к себе, наличие своего «я», а не навязанного.
  • Принимать ответственность и быть честным перед собой.
  • Не зависеть от других — иначе высказать мнение не получится.
  • Выявить свои психологические защиты и преодолеть их.
  • Воспринимать самоактуализацию не как конечную точку, а как постоянный процесс.
  • Полно переживать моменты озарения, не забывать о них — это и есть моменты самоактуализации.

Теория Маслоу стала большим шагом вперед в психологии, ведь она признала внутренний мир человека, сделала его кем-то большим, чем руководимым желанием секса животным.

Однако её судьба показательна: в современном мире гуманистическую теорию, позволяющую жить в гармонии с собой и миром, стали применять для увеличения продуктивности персонала и «впаривания» совершенно ненужных вещей.

Развитие личности в теории Абрахама Маслоу:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/teoriya-lichnosti-maslou.html

Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — краткое содержание

Теория личности по Маслоу: гуманистическая, мотивации, самоактуализации

Работа «Мотивация и личность» представляет собой сборник записей о своей деятельности одного из самых выдающихся психологов XX столетия – Абрахама Маслоу, и более всего книга будет интересна людям, интересующимся его идеями. Как правило, это психологи, педагоги, представители социальных наук, бизнесмены и те, для кого важно как можно больше знать о силах, движущих действиями людей.

Несмотря на то, что публикация первого издания книги «Мотивация и личность» состоялась в далёком 1954 году, даже спустя более 50 лет представленная в ней информация сохраняет свою актуальность.

Исследование, которому посвящена книга, было личной инициативой учёного и проводилось им из чистого любопытства и в стремлении разрешить волновавшие его в то время задачи нравственного, этического и научного характера.

Об Абрахаме Маслоу

Абрахам Масло – один из наиболее знаменитых и выдающихся американских психологов, являющийся основателем гуманистического направления в психологии. Также он считается автором пирамиды потребностей (пирамиды Маслоу) – особой иерархической диаграммы, отображающей потребности людей.

Модель иерархии потребностей, разработанная этим учёным, стала активно применяться в экономической науке, т.к. имеет огромное значение в моделировании теорий мотивации и поведения потребителей.

Маслоу прошёл путь от непризнанного и вызывающего насмешки преподавателя в колледже до главы Американской ассоциации психологов и человека, обладающего огромным авторитетом в области психологии.

Краткое содержание книги «Мотивация и личность»

Книга состоит из предисловия, введения, четырёх частей, включающих в общей сложности 18 глав, и послесловия.

Введение

Абрахам Маслоу явился тем человеком, который нашёл в себе силы и смелость, чтобы прислушаться к себе и поверить в позитивный потенциал человечества.

В книге «Мотивация и личность» рассматриваются вопросы, которые оказали сильнейшее воздействие на формирование позитивной и целостной точки зрения на природу человека.

А особое внимание уделяется таким вопросам как самоактуализация, выбор и ценности.

Часть 1. Теория мотивации (Главы 1-6)

В первой главе рассматривается гуманистическая критика теорий мотивации, относящихся к бихевиористскому направлению, подчёркивается важность исследования личности как единого целого. Закладывается фундамент для гуманистической теории мотивации.

Во второй главе Маслоу представляет созданную им иерархию потребностей, интегрируя одновременно с этим философию гуманизма, фрейдизма и бихевиоризма. Потребности человека могут быть представлены в иерархическом порядке, что и отражается в пирамиде Маслоу.

Следующая глава посвящена исследованию сущности иерархии потребностей. Во всех деталях рассматривается удовлетворение потребностей, его последствия, взаимосвязь с обучением, становлением характера, психическим здоровьем и другими феноменами.

В четвёртой главе автором пересматривается теория инстинкта, объясняющая поведение человека с биологической точки зрения. Инстинкты являются основой всех действий человека, однако Маслоу указывает на то, что на его действия воздействует и среда и наследственность, а влияние инстинктивной составляющей крайне незначительно.

Пятая глава рассматривает вопросы различий между различными уровнями потребностей в иерархии Маслоу. Изначально должны удовлетворяться низшие потребности, т.к. это доставляет человеку счастье и развивает его, и только в последнюю очередь – высшие. Иерархия потребностей позволяет точно сопоставить поведение человека с его мотивацией, а также с поведением любых других животных.

В шестой главе автор рассматривает психологические интересы более широко, а именно: исследует экспрессию и артистизм, которые так упорно игнорировались бихевиористами.

Часть 2. Психопатология и соответствие норме (Главы 7-10)

В седьмой главе Маслоу исследует фрустрацию, которая приводит к возникновению патологий, и фрустрацию, не представляющую угрозы. Согласно автору, фрустрация не всегда опасна, и негативные психические состояния могут оказывать даже позитивное воздействие. Точно так же и ряд конфликтов может иметь положительные последствия.

Восьмая глава посвящена рассмотрению вопроса, можно ли считать инстинктивной склонность к агрессивному поведению. Маслоу указывает на то, что наличие положительного окружения сводит агрессивные проявления практически к нулю. Рассматривая агрессивное и любое другое поведение, необходимо учитывать характер человека, влияние культуры и особенности ситуации.

В девятой главе автор устанавливает связь психотерапии с классическими концепциями экспериментальной психологии, например, угрозой, проступком и удовлетворением потребности.

Маслоу приходит к выводу, что базовые потребности (потребность в безопасности, самоуважении, любви, принадлежности) можно удовлетворить только при помощи межличностного контакта.

Добрые взаимоотношения – гарантия успешной психотерапии.

В главе десятой рассматриваются основные характеристики понятия психологической нормальности, её статистические, социальные и культурные нормы. Согласно Маслоу, психическое здоровье связано с самоактуализацией и удовлетворением других потребностей.

Часть 3. Самоактуализация (Главы 11-13)

Одиннадцатая глава книги рассматривает самоактуализирующихся людей. Автор раскрывает подробности своего новаторского исследования самоактуализации и применяемых им методов. Кстати, люди, для которых важна самоактуализация, отличаются, как правило, тонким восприятием, спонтанностью, отчуждённостью, независимостью, пиковыми переживаниями, чувством юмора и креатинвостью.

В двенадцатой главе речь идёт о важности исследования любви, взаимосвязи любви и секса. Маслоу обращает внимание на то, что любовь может стать незаменимым помощником для преодоления границ своего Эго и изначально обладает альтруистической природой.

И как раз в тринадцатой главе обсуждаются вопросы креативности: сравниваются показатели креативности людей творческих профессий с креативностью самоактуализирующихся людей, исходящей из глубин личности. Креативность рассматривается здесь, как склонность выполнять любые действия творческим и оригинальным способом, а сами креативные люди всегда видят мир под новым необычным углом.

Часть 4. Методология гуманитарных наук (Главы 14-18)

В четырнадцатой главе рассматриваются вопросы, обусловленные гуманистическим подходом к психологии, а также новые подходы к мотивации, научению, восприятию, интеллекту, теории личности, социальной психологии и т.д.

В пятнадцатой главе Маслоу предлагает свою интерпретацию науки, обусловленную психологической точкой зрения. Учёный – это человек, поведение которого основано на психологических принципах и определено ролью, которую играют в науке страхи, мечты, надежды и ценности. Наука также не является единственным путём к истине, а к научным взглядам должны быть добавлены взгляды творческих людей.

Шестнадцатая глава продолжает тему предыдущей – в ней говорится о том, что многие научные проблемы, особенно проблемы психологии, завязаны на том, что излишнее внимание уделяется средствам. Это ведёт к тому, что технике, аппаратуре и инструментарию придаётся излишнее значение, несмотря на которое научные методы не способны открыть ничего нового.

В семнадцатой главе Маслоу определяются отличительные черты разных типов мышления – обладая одним, человек лишь распределяет всё по категориям, а обладая вторым – мыслит шаблонами, т.е. так, как привык. И то и другое приводит к неспособности осмысления происходящего, а методы, использующиеся для решения проблем и задач, оказываются попросту неактуальными.

Последняя глава рассказывает о холистическом подходе к психологии. Сложное поведение не может быть совокупностью простых элементов, и даже изучая отдельное проявление личности, необходимо изучать часть целого, а не нечто самостоятельное. Здесь же говорится о концепции «личностного синдрома» — систематизированном и структурированном комплексе разных элементов личности.

Заключение

Абрахам Маслоу говорил, что у всех нас есть возможность исследовать бессознательное и предсознательное, рациональное и иррациональное, здоровое и больное, техническое и творческое, абстрактное и конкретное вне зависимости от психоза, невротического поведения и других идей фрейдовского психоанализа. И именно это призывал и призывает делать Абрахам Маслоу своим фундаментальным трудом. Наверняка взгляды этого неординарного человека на психологию и человеческий потенциал «зацепят» вас, заставят о многом поразмыслить и многое пересмотреть.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BC-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Мотивация и личность

Теория личности по Маслоу: гуманистическая, мотивации, самоактуализации

Современная гуманистическая психология многолика: культурное движение, сеть социальных контактов, набор человеческих переживаний, набор техник, система ценностей, организация и теория. В идеале, каждый их этих аспектов взаимодействует с другими, обогащая их (Maslow, цит. по: Greening, 1984, р. 3).

Я фрейдист, я бихевиорист, я гуманист… (Maslow, 1971,144, р. 4).

Разработанные Маслоу теории человеческой мотивации и самоактуализации в корне противоречат психоаналитическим и бихевиористским подходам.

Вместе с тем, лично для Маслоу, иерархия потребностей стала логическим продолжением его предшествующей работы с бихевиористскими, фрейдистскими и адлерианскими моделями. Сам он считал себя одновременно фрейдистом и бихевиористом, а не бунтовщиком против их подходов.

Маслоу видел свою задачу в творческом синтезе, а не в сектантстве, он считал свою работу развитием современных тенденций в психологии

Почему теории Маслоу и других мыслителей гуманистического направления считаются революционными? Его работа и работа других психологов — гуманистов научная в том смысле, что опирается на эмпирическое исследование человеческого поведения, что отличает ее от других психологических систем, делающих акцент на определенных философских представлениях о людях (Buhler & Allen, 1972).

Гуманистическая психология является революционной в предложении позитивного подхода к человеческим переживаниям. Гуманистические психологи считают себя в первую очередь людьми и лишь во вторую — учеными.

Они не претендуют на объективность. Они намереваются открыть методы, которые позволяли бы понять личность другого человека, в рамках крайне субъективного взаимодействия (Buhler & Allen, 1972; Polanyi, 1958).

Следующие особенности характерны для современной гуманистической психологии.

• Неудовлетворенность теориями, центрированными на патологии.

• Признание наличия у человека потенциала к росту, самоопределению, выбору и принятию на себя ответственности.

• Убежденность в том, что не хлебом единым жив человек; что он имеет высшие потребности, такие как научение, работа, любовь, творчество и т. п.

• Оценивание чувств, желаний и эмоций вместо их объективизации или поверхностного объяснения.

• Убежденность в том, что человек способен отличать истину от лжи, вести себя в соответствии с высшим добром; вера в вечные ценности, такие как истина, счастье, любовь и красота.

Гуманистическое движение

Такое определение Третьей силы в психологии было предложено Маслоу летом 1957 г., оно включено во введение к первому номеру журнала Journal of Humanistic Psychology (Sutich, 1961, pp. viii — ix):

Журнал Journal of Humanistic Psychology основан группой психологов и специалистов из других областей, которые проявляют интерес к человеческим возможностям, не нашедшим отражения в позитивистской или бихевиористской теориях, классическом психоанализе.

Речь идет, в частности, о креативности, любви, самости, росте, организме, удовлетворении базовых потребностей, самоактуализации, высших ценностях, эго — трансцендентности, объективности, автономии, идентичности, ответственности, психическом здоровье и т. п.

Гуманистическая психология как интеллектуальное движение оформилась в начале 1960–х гг. при создании двух организаций.

Эсаленовский институт Калифорнии (Esalen Institute of Californiaпрототип других центров роста и личностного развития, был основан в 1962 г.

В том же году Абрахам Маслоу с коллегами основал Ассоциацию гуманистической психологии (Association of Humanistic Psychology, AHP).

Основной целью журнала и Ассоциации являлось изучение поведенческих характеристик и эмоциональной динамики полноценного и здорового человеческого функционирования. Новая ассоциация символизировала отказ от механистической, детерминистской, психоаналитической и бихевиористской ортодоксальности. В 1985 г. Ассоциация насчитывала 5200 членов во всех 50 штатах и многих иностранных государствах.

В предисловии к книге Фрэнка Гобла The Third Force, The Psychology of Abraham Maslow (Goble, 1970, p. vii) сам Маслоу писал:

Я хотел бы подчеркнуть, что любой из дюжины теоретиков столь же полезен, как и представитель психологии Третьей силы.

Как движение она не имеет ни одного явного лидера, ни одного великого имени, в отличие от большинства революций в мировоззрениях, которые начинались под руководством конкретных лидеров, например фрейдизм, дарвинизм, марксизм, эйнштейнианство, Третья сила — результат работы многих людей. Помимо этого, параллельно делались открытия и в других областях. В настоящее время быстро развивается новое представление об обществе и всех его институтах.

Гуманистические психологи исследовали способы поощрения и оценки самоактуализации у отдельных индивидов, групп и организаций. В 1968 г. с целью измерения уровня самоактуализации был создан Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory, POI) (Shostrom, 1968). Этот инструмент нашел широкое применение в бизнесе, образовании и психологии.

Гуманистическая психотерапия

Практика современной психотерапии претерпела значительные изменения под влиянием взглядов Маслоу и других психологов — представителей Третьей силы. Хотя сам Маслоу не занимался клинической практикой, его идеи оказали заметное влияние на практическую психотерапию. Он не занимался разработкой системы техник, скорее его интересовал этический подход к человеческим взаимоотношениям в целом.

Маслоу полагал, что удовлетворительные результаты можно получить с помощью различных клинических подходов, а успешная психотерапия должна помочь индивиду в реализации своих основных потребностей, тем самым открывая путь к самоактуализации. Это, по мнению Маслоу, — «главная задача любой терапии» («Мотивация и личность», 1970, 142, pp.

241–264). «Безоговорочно принимается убеждение в том, что истина лечит. Научиться преодолевать собственные ограничения, познать себя, услышать голос побуждений, освободить ликующую природу, приобрести знания, достичь инсайта — вот основные задачи психотерапии», — пишет он в книге Farther Reaches of Human Nature (1971, 144, p. 52).

Гуманистическая этика, разработанная Маслоу (1970, p. 142) и развитая Бюд — женталем (Bugental, 1971), имеет особое значение для психотерапевтической практики. Вот некоторые ее принципы:

• принятие ответственности за собственные действия и переживания;

• взаимность в отношениях: признание взглядов другого человека;

• экзистенциальный подход (здесь — и–теперь), признание того, что человек живет лишь в настоящий момент;

• осознание того, что такие эмоции, как боль, конфликт, скорбь, вина, гнев, — являются часть человеческих переживаний, которые следует понять и даже оценить, а не скрывать и подавлять; выражение эмоций обнаруживает переживаемый смысл в жизни человека;

• люди, усвоившие гуманистическую этику, объединены поиском переживаний, ускоряющих личностный рост.

Следует отдать должное Карлу Роджерсу (Rogers, 1942, 1961): он впервые ввел новую гуманистическую концепцию взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом.

Теории Маслоу и Роджерса взаимно обогащали их обоих, при этом Роджерс использовал эти концепции при разработке новых подходов к психотерапии своих клиентов. Он назвал свою работу клиент — центрированным подходом.

Роджерс представлял себе психотерапевта в роли фасилитатора, активного, но недирективного соучастника терапии. Различные психотерапевты гуманистического направления предложили свои варианты налаживания взаимоотношений между людьми.

Гуманистические психотерапевты признают и используют собственные переживания, полагая при этом, что нельзя недооценивать влияние и важность личности терапевта на процесс консультирования. Психотерапевт служит моделью, наглядно демонстрируя клиенту потенциал креативных и позитивных действий.

Психотерапевты гуманистического направления также полагают, что окончательное решение и право выбора остается за клиентом.

Хотя терапевт может играть поддерживающую роль, клиент несет главную ответственность за собственную жизнь и всегда останется наиболее влиятельной в ней фигурой (Buhler & Allen, 1972; Maslow, 1970, 142; Rogers, 1961).

Необходимо помнить, что знание собственной природы одновременно служит знанием человеческой природы в целом (Maslow, 1971,144, p. xvi).

Источник: https://bookap.info/clasik/maslou_motivatsiya_i_lichnost_2008/gl121.shtm

Теория мотивации Маслоу

Теория личности по Маслоу: гуманистическая, мотивации, самоактуализации
Абрахам Гарольд Маслоу (1907-1970) был представителем бихевиористов, одним из наиболее ярких основоположников гуманистической психологии. Основной книгой теории Маслоу является “Мотивация и личность”, опубликованная в 1954 году.

В дальнейшем она была пересмотрена и дополнена автором в 1970 году.

Все человеческие потребности Маслоу разделил на пять групп и назвал их базовыми потребностями.

То есть согласно теории Маслоу люди имеют большое количество самых разных потребностей, но полагал также, что их можно разделить на пять основных категорий.

В теории Маслоу знаменитая пирамида потребностей показывает, что все они удовлетворяются индивидом в иерархическом порядке: от низших к высшим, то есть от основания пирамиды к ее вершине. Теория Маслоу утверждает, что в каждый конкретный момент времени человек будет удовлетворять ту потребность, которая для него будет наиболее важной и сильной. Но когда человек развивается как личность, то расширяются и его потенциальные возможности. Поэтому самая высшая потребность – потребность самовыражения никогда не сможет быть полностью удовлетворена. А раз так, то и процесс мотивации человека через его потребности, представляет собой бесконечный процесс. Уровни потребностей иллюстрирует пирамида теории Маслоу

Потребности первого уровня по теории Маслоу – это физиологические потребности

Это потребности в пище, в сне, убежище, и т.д. Согласно теории Маслоу, пока человек не удовлетворит эти потребности, у него не возникнет новых.

С точки зрения мотивации труда эти потребности являются материальными. К ним относятся потребность в стабильной заработной плате, а также других денежных вознаграждениях.

Удовлетворение потребностей данной группы возможно методами материального стимулирования.

Второй уровень по теории Маслоу – это потребности в безопасности

То есть это не просто потребность в еде и крове, но также и уверенность, что он сможет удовлетворять эту потребность каждый день. С точки зрения социально-трудовых отношений – это пенсионное и социальное обеспечение, которое можно получить при условии хорошей надежной работы, социальный пакет, различные виды социального страхования.

Третья ступень по теории Маслоу – это социальные потребности, потребность в общении

Чем меньше человек общается с себе подобными, тем больше он деградирует. И наоборот. А когда человек общается, он хочет, чтобы другие его принимали, возникает чувство социального взаимодействия, поддержки. Эти потребности выражаются в наличии постоянного места работы, привязанности к своему коллективу, теплых отношениях с коллегами по работе.

Люди привыкают к одному месту работы, и даже, имея возможность устроиться на более высокооплачиваемое место, все-равно не увольняются.

Работодателю имеет смысл принимать меры по удовлетворению социальных потребностей сотрудников.

Например, для удовлетворения социальных потребностей работников в процессе коллективного труда следует проводить следующие мероприятия:

  • давать сотрудникам такую работу, которая предоставляла бы им возможность им общаться в процессе труда;
  • время от времени проводить с работниками деловые совещания;
  • стараться не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят предприятию реального ущерба;
  • создать условия для социальной активности сотрудников организации вне ее рамок;
  • создавать на местах дух единой команды.

Четвертая ступень по теории Маслоу – это потребность в уважении, признании

Это, прежде всего, потребность в самоуважении, признании со стороны окружающих, гордость за свои достижения.

Для удовлетворения потребностей в признании у своих работников руководитель может применить следующие меры:

  • предлагать сотрудникам работу, которая бы подчеркивала их значимость;
  • обеспечить положительную обратную связь с достигнутыми результатами (похвала, грамоты, призовые конкурсы);
  • высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты труда;
  • привлекать сотрудников к участию в принятии важных решений;
  • делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия;
  • обеспечивать обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.

И пятая, высшая ступень по теории маслоу – это потребность в самореализации и личностном росте

Согласно теории Маслоу, только после удовлетворения низшие потребностей, у человека начинается личностный рост, его становление как личности.

Для удовлетворения потребностей в самовыражении работников следует:

  • обеспечить работникам возможность для обучения и развития, которые бы позволили полностью использовать их потенциал;
  • делегировать сотрудникам сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи и повышающую их значимость;
  • стимулировать и создавать условия для развития у сотрудников творческих способностей.

Следует отметить, что в процессе создания своей теории Маслоу пришел еще ко многим выводам. Например, Маслоу пришел к заключению, что эффективность бизнеса и личное развитие не являются несовместимыми. В действительности процесс самоактуализации приводит к повышению производительности каждого индивида. Теория Маслоу широко применяется в управлении, но также является предметом критики. Во-первых, теорию Маслоу критиковали за то, что в ней не учитываются индивидуальные различия людей, а также предпочтения, которые формируются у них на основе прошлого опыта. Во-вторых, в самом деле, имеется достаточно исторических примеров, когда человек оказывался от физиологических потребностей в пользу каких-то высоких. Например, многие христиане в древности принимали мученическую смерть за свои религиозные ценности. Даже исследования на животных доказали, что физиологические потребности не являются доминирующими при принятии ими решений.

Ответ на противоречивость теории Маслоу попыталась дать теория мотивации Фридриха Герцберга.

В начало

Источник: https://genskayformula.com/teoriamotivazia-maslou.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.